Когда ждать восстановления туризма в России?

 

 Бизнес-идея открытия туристической фирмы - RealyBiz.ru

 Заруцкая

Заруцкая Вера Сергеевна

Заместитель директора туристической компании

ООО “Бархатный сезон”

Старший преподаватель кафедры экономики предприятий

 

Когда ждать восстановления туризма в России?

 

Интервью Заруцкой Веры Сергеевны, эксперта в сфере туризма, зам.директора туристической компании ООО “Бархатный сезон”, ст. преподавателя кафедры экономики предприятий УрГЭУ.

- Вера Сергеевна, добрый день.  Как можно охарактеризовать текущее положение туристической отрасли? Что происходит?

- Добрый день. Эпидемиологическая ситуация привела к беспрецедентной остановке деятельности на внутреннем и зарубежном туристическом рынке. На сегодняшний день отменены все вылеты из России за рубеж: и чартерные, и регулярные - до распоряжения Правительства РФ.

Курорты страны находятся на карантине до 01.06.2020: закрыты гостиницы и рестораны, запрещены массовые мероприятия. Деньги, оплаченные туристами за путевки по всем направлениям с заездами с марта по май, «заморожены» большинством туроператором и не выплачиваются туристам. Операторы пытаются сохранить бизнес, чтобы выполнить свои обязательства, и предлагают в основном перенести отмененные и оплаченные туры на более поздний срок.

Агентское «звено» туристической отрасли приостановило деятельность: сотрудники отправлены в отпуска без содержания, урегулирование вопросов по несостоявшимся туров ведется агентами и туроператорами онлайн.

- Какие прогнозы о дальнейшей работе туристического рынка делают профессионалы?

На сегодняшний день в СМИ и соцсетях можно наблюдать две крайние точки зрения относительно сложившейся ситуации.

Первая – крайне пессимистическая – говорит о том, что «знакомый нам туризм можно похоронить», он не вернется к прежней модели ведения бизнеса.

Вторая – оптимистическая – связана с тем, что сложившаяся ситуация – «это позитивный вызов, и он влечет за собой новые возможности». Уязвимость обеих точек зрения в том, что они не оперируют реальными данными. Фактически никто не знает, когда можно будет снять законодательные барьеры на перемещение по миру, ведь причина запретов – пандемия коронавируса – развивается тоже непредсказуемо. Сейчас с уверенностью можно говорить только о том, что до 01.06.2020 организованный туризм на «паузе»: туры до наступления этого срока выполняться не будут.

- Почему потребителям не возвращают деньги за несовершенные поездки и как их получить?

Что касается сроков возврата денег за отмененные поездки, то здесь важно осознавать, как работает бизнес, и уметь трактовать заявления чиновников в разрезе реальной хозяйственной практики. Юридическое право на получение денег в условиях полной остановки операционной деятельности поставщиков (операторов, отелей, авиакомпаний) становится фактически нереализуемым. Отсутствие притока новых средств блокирует возможность их возврата покупателям. Игроки туристического бизнеса постоянно вкладывают деньги в обеспечение еще нереализованного продукта: договора с авиакомпаниями, обновление номерного фонда, найм и обучение сезонного персонала и т.п. Именно поэтому нет возможности просто «достать» эти деньги и вернуть туристам. Шквал судебных исков может привести к банкротствам поставщиков, при этом шансы получить свои средства становятся еще меньше, чем в нынешней ситуации, когда предоставление денег или тура откладывается. Поэтому рациональным потребительским поведением в данном случае будет поиск компромисса с поставщиком туристических услуг: перенос сроков тура, согласие на ожидание, обсуждение с агентом различных сценариев получения «ценности» от вложенных средств.

- Есть ли смысл сегодня планировать поездки и на какой срок?

В условиях неопределенности, если у вас нет уже заказанных услуг, планировать поездки по любым поводам лучше не раньше осени 2020 года. Если у вас есть уже запланированные (забронированные, оплаченные) туристические услуги на лето 2020 года, ожидайте развития событий. В случае вынужденной отмены этих услуг у вас будет право на полный возврат денег, а если ситуация стабилизируется до начала вашей поездки, воспользуетесь ими в запланированные даты. Если сейчас вы начнете отменять заказанные на лето услуги, то, согласно юридическим нормам, поставщик имеет право применить к вам политику неустоек за добровольную отмену.

- Какие изменения уже сейчас можно предполагать в туристической отрасли после отмены ограничений по поездки?

Любые последствия всегда можно разделить условно на негативные и позитивные.

Негативные последствия, которые уже обозначились на сегодняшний день:

- сокращение числа поставщиков услуг: банкротства небольших авиакомпаний, закрытие гостиниц, ресторанов, компаний по организации культурных мероприятий, уменьшение числа туристических агентств;

- значительное уменьшение объема туристического сектора в целом на ближайшие 2 года точно. В дальнейшем восстановление объема будет зависеть от общей экономической и эпидемиологической ситуации в мире.

Тенденции, которые можно отнести к позитивным сдвигам:

- Изменение в структуре туристического спроса. Российский туристический продукт станет доступным раньше других направлений и это шанс для отечественных дестинаций отвоевать своих потенциальных потребителей в общем объеме спроса на туристические поездки. Многое будет зависеть от региональных туристических офисов и ведомств, чтобы в связке с бизнесом суметь произвести и продвинуть продукт регионов на внутреннем рынке, а затем и для иностранных туристов.

- Изменение бизнес-моделей в туризме. С одной стороны, будет укореняться существующая тенденция перехода на онлайн-продажи туров и отдельных услуг напрямую от оператора к потребителям – это общий тренд потребительского рынка в связи с ограничениями на перемещение и работу розничного сектора. С другой стороны, туристический продукт был и будет так называемым «доверительным» товаром, то есть требовать определенной помощи эксперта в выборе и организации. На этом фоне смогут выиграть те участники отрасли, которые смогут пережить тяжелые времена, сохранив доверие клиентов и партнеров, укрепить и преумножить свой социальный капитал в своей деловой сети. Переключение на доверие, как важный фактор выбора партнера/поставщика ослабит ценовые стимулы выбора и снизит значимость рекламных инструментов продвижения.

- Большое спасибо, Вера Сергеевна!