Профессор кафедры экономики предприятий Дубровский Валерий Жоресович дал интервью газете Коммерсантъ по состоянию уральских предприятий в новых экономических условиях

 

 Дубровский ВЖ 0

Профессор кафедры экономики предприятий Дубровский Валерий Жоресович оценил складывающуюся в Свердловской области ситуацию по состоянию уральских предприятий в новых экономических условиях.

Приводим информацию о ситуации в промышленной отрасли Свердловской области по следующим интересующим издание "Коммерсантъ-Урал" вопросам:

В каком состоянии находится экономика Свердловской области на данный момент? Какие есть проблемы?

 Состояние экономики Свердловской области на данный момент времени характеризуют данные оперативной статистики о социально-экономическом положении области в январе-октябре 2023 года, которыми делится Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Их сравнение с показателями за январь – октябрь 2022 года позволяет дать складывающейся ситуации следующую характеристику: экономика испытывает определенный рост деловой активности, оживление внутреннего спроса на товары и услуги частного потребления на фоне обостряющегося дефицита предложения на рынке труда (первая и самая важная проблема) и высокой инфляции цен (вторая важная проблема) как на потребительские товары и услуги (+4,5% - накопленная инфляция за 9 месяцев текущего года), так и на продукцию производственно-технического назначения (индекс цен производителей промышленной продукции составил 116,8%  к декабрю 2022 года). При этом, отметим, сравнение достижений 2023 года с уровнем 2022 года показательны тем, что выражает динамику, которая не несет на себе определяющего влияния обстоятельств, обусловленных действием общемировых факторов – последствий пандемии COVID – 19, замедления темпов роста мировой экономики, энергетического кризиса в странах ЕС и прочего. Но в самой значительной степени определяется известными экономическими санкциями западных стран против того ряда секторов российской экономики, в которых весьма существенную экономическую роль играют промышленные предприятия Свердловской области. Тем не менее текущий год заканчивается существенным ростом физического объема ВРП (валового регионального продукта) Свердловской области. Во всяком случае выше уровня, предусмотренного базовым сценарием социально-экономического развития Свердловской области (101,1% по сравнению с предыдущим годом), одобренным Правительством Свердловской области в октябре 2022 года.  Почему выше? Достаточно сравнить темпы роста объемов промышленного производства по прогнозу (+4,5%) и фактически достигнутые (+11,5% за 10 месяцев 2023 года), при том, что доля отраслей промышленности в ВРП приближается к 32%. Таким образом, если руководствоваться чисто статистическими аргументами, складывающуюся ситуацию можно охарактеризовать с определенной долей условности как дальнейшая стабилизация экономики.

За счет чего удалось стабилизировать экономическую ситуацию в регионе?

В любое время важнейшими факторами стабилизации экономики выступают так называемые институционально-регуляторные воздействия со стороны государства, которые в зависимости от складывающейся социально-экономической и внешнеполитической ситуации могут принимать различные формы. Сегодня основным фактором стабилизации для экономики Свердловской является существенный рост прямого государственного финансирования многократно увеличившегося гособоронзаказа, выполнением которого заняты многие десятки, в том числе самых крупных предприятий, главным образом, машиностроительной отрасли промышленности, входящие в состав государственных корпораций. Именно их напряженные производственные программы формируют большой дополнительный спрос на разнообразные материалы, комплектующие, а также квалифицированный труд. Растущие производственные расходы десятков предприятий ОПК формируют доходы тысяч смежных предприятий, улучшая их финансовые результаты. Обратите внимание на статистические данные, которые приводит служба государственной статистики по Свердловской области о финансовых результатах деятельности предприятий и организаций за январь-август 2023 года: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) к соответствующему периоду 2022 года вырос на 32,6%, прибыль – на 22,5%. На том же самом основании в регионе по данным службы государственной статистики по Свердловской области в 2023 году растут среднемесячная начисленная заработная плата работников (+10,1%), показатели занятости (+7,)%) и численности рабочей силы (+5,4%, снижается численность безработных (для сравнения: в июне-августе 2023 года - 60,6% к соответствующему периоду 2022 года). Все вышеприведенные данные демонстрируют наличие потенциала будущего роста деловой активности, инвестиций и частного потребления.

Общую картину стабилизации экономической ситуации также определяет фактор, имеющий значение для экономики Свердловской области равно как для любого другого региона РФ. Речь идет о регулятивном воздействии процентной ставки рефинансирования – индикаторе и, одновременно, инструменте денежно-кредитной политики, которым на протяжении последнего времени регулярно и достаточно эффективно пользуется Банк России, чтобы сдержать опасный рост темпов инфляции, кстати, отчасти стимулированный ростом деловой активности. До сих пор Банку России удается, по - мнению многих специалистов удержать баланс между опасностью ограничить инвестиционный спрос промышленных предприятий и потребительское кредитование населения с одной стороны, и угрозой высокой инфляции (темп ее роста по экономике в целом оценивается на уровне 7,5 – 8%) ожидание которой подпитывается прогнозом повышенных расходов госбюджета в конце календарного года и трат населения в преддверии новогодних праздников – с другой.

Какие тенденции 2023 года можно выделить? Что определяло повестку в регионе и в стране в целом?

Об отдельных положительных тенденциях достаточно подробно уже сказано (рост деловой активности, государственных инвестиций, занятости, уровня жизни населения, оборота розничной торговли). К этому можно добавить информацию о не снижающихся темпах жилищного строительства. За январь – сентябрь 2023 года по данным службы государственной статистики по Свердловской области уже введено в действие жилых домов общей площадью жилых помещений 2459,6 тыс. кв. метров или 31393 построенных квартир. Прогнозы говорят о том, что по итогу за весь календарный год эти показатели будут не хуже уровня 2022 года.

Складывающиеся отрицательные тенденции 2023 года ощущаются всеми экономическими субъектами по факту проблем, с которыми им приходится сталкиваться регулярно.

Первая такого рода тенденция – наметившийся с начала второго квартала текущего года рост темпов инфляции и обусловленный этим рост издержек и цен товаропроизводителей (индекс цен производителей промышленных товаров в сентябре 2023 года к уровню декабря 2022 года уже составил 116,8%). Специалисты ожидают, что пик роста темпов инфляции при условии активной политики процентной ставки Банка России не допускающей, помимо прочего, повышения риска рецессии, придется на конец зимы – начало весны 2024 года.

Другая важная тенденция лежит в области занятости и безработицы. Показатели достигнутого уровня безработицы в 2.0% и занятости на уровне 62,1% (при численности рабочей силы по данным службы государственной статистики по Свердловской области в июне-августе 2023 года в 2196,8 тысяч человек) означает одно – рынок труда исчерпал себя настолько, что кадровая проблема становится ключевым вызовом для экономики Свердловской области и промышленности в частности. При этом всем очевидно, что проблема дефицита кадров не может решаться путем повышения зарплат, кадровый голод только этим способом устранить нельзя. К тому же, заметим, для многих промышленных предприятий региона вряд ли возможно решить кадровый кризис за счет привлечения иностранных работников. Остается, то, что в повестке многих предприятий уже присутствует как данность – активная работа с образовательными учреждениями в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также подготовка собственных квалифицированных кадров с нуля. Особенность данной тенденции в ее долгосрочном характере. А потому, помимо названного, предприятия неформально, широко и ускоренно должны решать вопросы автоматизации, роботизации, цифровой трансформации производства, иного, что напрямую и непосредственно обеспечивает рост производительности труда.

Эти тенденции дополняются разного рода активностями экономических субъектов, формирующимися как реакция на весьма сложные экономические обстоятельства, обусловленные такого рода явлениями как ослабление конкуренции на внутреннем рынке после ухода из РФ западных компаний, вынужденная весьма дорогая по затратам перестройка логистических маршрутов, невозможность воспользоваться преимуществами зарубежных инвестиций.

Какие отрасли показали наибольший прирост в 2023 году? Почему это произошло?

Валовый региональный продукт (ВРП) Свердловской области по итогам 2023 горда ожидаемо составит около 3 трлн. рублей (чуть более 3% совокупного ВРП субъектов РФ, 6-е место в рейтинге ВРП регионов РФ), ожидаемый прирост по итогам 2023 года – около 2%.  Основной вклад в прирост ВРП по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, опубликовавшем 29 ноября пресс-релиз о промышленном производстве в Свердловской области в январе-октябре 2023 года, вносят отрасли промышленности (индекс промышленного производства, исчисленный в % к январю-октябрю 2022 года - 111,5%), розничная торговля (индекс оборота – 104,4), общественное питание (индекс оборота – 125,6%), платные услуги населению – (индекс объема – 106,6%), грузооборот автомобильного транспорта (индекс объема перевезенных грузов – 110,2). Выше уровня предыдущего года индекс производства сложился в отраслях группы «Обрабатывающие производства» (на 14,6%), в производствах энергетического оборудования (на17,5%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (на 28,2%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 37,4%), мебели (в 1,6 раза), одежды (на 7,4%). В металлургическом производстве индекс роста составил 109,3%, было произведено легированной стали в слитках больше на 5,1%, труб стальных на 9,4% и т. д. Эти показатели, помимо того, что положительно характеризуют собственно рост промышленного производства в Свердловской области, позволяют утверждать обусловленность этого роста расширением импортозамещения и повышением уровня локализации производства. Вместе с тем ряд весьма немногочисленных видов деятельности показал снижение индекса производства. Наиболее заметны отрицательные значения индексов производства, например, в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (на 42,9%), кокса и нефтепродуктов (на 35,0%). Но показатели этих отраслей не могут сколь-нибудь существенно повлиять на положительную в целом динамику роста экономики Свердловской области. Хотя, справедливости ради заметим, показатели производства лекарственных средств и материалов – в значительной степени результат ощутимого сокращения объемов сотрудничества крупнейших фармкомпаний Свердловской области с рядом ведущих мировых производителей фармацевтической и медицинской продукции.

Как Свердловская область перестроила свои производственные мощности для укрепления экономики в новых геополитических условиях?

К сожалению, метод быстрой перестройки производственных мощностей в качестве ответной реакции на геополитические вызовы, необходимость укрепить экономику в критических ситуациях практически мало осуществим, тем более, если иметь в виду не просто отдельное предприятие, но сложный многоотраслевой производственный комплекс, каким является промышленность Свердловской области. Поэтому, когда мы слышим, о том, как быстро в условиях специальной военной операции (СВО) российская промышленность, предприятия ОПК Свердловской области, смогли кратно нарастить производство вооружений, военной техники, а также объемы работ в интересах обороны, следует понимать правильно: в сложившейся ситуации всю организацию деятельности определяют жесткие нормы и показатели гособоронзаказа, для  своевременного выполнения которого предприятиями задействованы все наличные мощности специализированных производств, в том числе т.н. мобилизационные мощности, включен многосменный режим работы,  увеличены штаты квалифицированных рабочих и специалистов, а также и средства на оплату их труда, налажены отвечающие новым требованиям производственные и технологические связи со смежниками, поставщиками комплектующих, транспортных и логистических услуг и сделано многое другое, из чего складывается необходимый результат – военная продукция, отвечающая всем требованиям, установленным государственным заказчиком оборонного заказа.

Сохраняет ли Свердловская область инвестиционную привлекательность в новых экономических условиях? За счет чего это удается?

Прежде всего, уточним, инвестиционную привлекательность региона в настоящее время в самой значительной степени определяет экономическая политика государства, формирующаяся и трансформирующаяся под влиянием геополитических факторов. Об этом следует упомянуть хотя бы потому, что после начала СВО Россия вынуждена принять существенно иную модель инвестиционного процесса, в котором, во-первых, инвестиционные потоки разделены условно на «дружественные» и «недружественные» (понятно по какому основанию); во-вторых, снижена роль прямых иностранных инвестиций и трансферта инновационных технологий в силу их малой доступности; в-третьих, фактически исключены возможности привлечь фондовые инвестиции с наиболее «жирных», но недружественных рынков; в-четвертых, критически важную роль в повышении инвестиционной активности хозяйствующих субъектов играют долговые инструменты и средства, привлеченные Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) под реализацию крупных, высокомаржинальных инвестпроектов. Тем не менее при всех геополитических катаклизмах, наделяющих будущее экономическое и социальное развитие страны и региона значительной долей неопределенности, факторы инвестиционной привлекательности Свердловской области не потеряны. Регион, как и прежде, является крупным промышленным комплексом, основу экономики которого формируют горнодобывающие, металлургические и машиностроительные отрасли промышленности, природные богатства, значительный научный и кадровый потенциал, развитая транспортная инфраструктура, а также богатый практический опыт работы в области внешнеэкономической деятельности и торговли со странами дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем вопрос об инвестиционной привлекательности в новых условиях следует воспринимать с учетом состоявшегося разрыва экономических связей с западными странами, их компаниями, но, вместе с тем, достаточно активным развитием связей, во-первых, с государствами Таможенного союза, отношения с которыми строятся на базе единого таможенного тарифа. И, во-вторых, со странами-участницами ЕАЭС и БРИКС, в настоящее время активно участвующими в создании институциональных структур финансового обслуживания развития торговли, будущего, более тесного экономического и производственно-технологического взаимодействия в рамках планируемых к созданию обширных зон свободной торговли. Очевидно, что нынешний формат отношений пока далек от инвестиционных, в которых российские, в том числе уральские промышленные предприятия, заинтересованы тогда, когда приход иностранных инвестиций сопряжен с возможностью получить передовые инновационные технологии. Пока такая перспектива уже в ближайшее время может быть реализована в отраслях, занятых в производстве легковых и грузовых автомобилей, поскольку, и это очевидно, на созданные при участии практически всех известных автомобилестроительных фирм производственные площади, вот-вот зайдут со своими технологиями компании из КНР. Адреса иных потенциальных инвесторов, которые могут быть заинтересованы в реализации инвестпроектов конкретно на территории Свердловской области, это: Индия, Турция, государства Персидского Залива, Ближнего Востока.

Удалось ли экономике региона вернуться к допандемийным показателям? Почему?

Возможно, это покажется странным, но пандемия COVID-19 практически никак не отразилась на состоянии промышленного производства Свердловской области. Об этом свидетельствуют данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области об объемах отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по Свердловской области за 2017-2022 годы (в млн. рублей), информация о которых приведена по полному кругу предприятий и организаций по фактическим видам экономической деятельности. Можно отметить лишь одно исключение: объем производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в 2020 году составил рекордные 11925 млн рублей – уровень, который оказался недостижим во все последующие годы.

Аналогично превышение уровня, например, допандемийного 2019 года показывают данные 2021 -2022 гг. о производстве основных видов сельскохозяйственной продукции, объемах платных услуг населению, оборотах розничной торговли, темпах жилищного строительства, среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников предприятий и организаций (+7,1%), другие. Почему сложилось именно так? Наверное, в силу правильно выбранной и грамотно реализованной с участием всех организаций, хозяйствующих субъектов стратегии противодействия угрозам заболевания коронавирусом.

Какие планы и ожидания на 2024 год?

Планы на 2024 год уже должны учитывать тот факт, что эффекты стимулирующего воздействия СВО на промышленное развитие Свердловской области рано или поздно будут исчерпаны. Потребуется вернуться к традиционным факторам экономического роста и развития. Тем не менее есть смысл ожидать, что новый производственно-технологический и организационно-экономический потенциал, сформированный в самое сложное для современной истории России время, найдет свое применение для производства новой востребованной продукции, по качеству отвечающей самым высоким мировым стандартам.

Подробнее читайте на сайте газеты Коммерсантъ-Урал: 

https://www.kommersant.ru/doc/6413395?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D