ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

 

Попова фотодля новости для сайта

 Попова 2

Попова Ирина Николаевна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры экономики предприятий

Эксперты Уральского государственного экономического университета характеризуют состояние дел в малом бизнесе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Доцент кафедры экономики предприятий УрГЭУ, кандидат социологических наук, предприниматель с 20-летним стажем Ирина Попова  преподает студентам Института экономики основы предпринимательской деятельности, бизнес – планирование, экономику организации. Ирина Николаевна пережила разные этапы развития российской экономики, не понаслышке знает, что такое работа предпринимателя в период кризиса.

Рынок продуктов питания один из самых «лакомых» для бизнеса. Как ни крути, а возобновляемая потребность человека три раза в день поесть никуда не денется и никакие «кризисы» не смогут кардинально его изменить. Вопрос – кто будет хозяином на этом рынке? Ответ очевиден – крупные сети, позволяя «малышам» существовать в небольшом количестве. Рынок продуктового ритейла в России в последние годы меняется под давлениемпостоянно растущей конкуренции. Происходит насыщение рынков, поэтому особую роль начинают играть факторы «приручения» своего потребителя и получения поддержки от государства, все большую роль играют методы недобросовестной конкуренции (сговоры, коррупция, лоббирование своих интересов во власти, более конкурентоспособные предприятия имеют отношение к политическим элитам).

Крупнейшие торговые сети активно расширяют свое присутствие постепенно заставляя нас потребителей пользоваться ИХ предложением, и по большому счету лишая нас с Вами выбора. Всем известный факт: ассортиментный набор магазинов стандартный, какую сеть мы бы ни рассматривали. В то же время, региональные и локальные ритейлеры оказываются под давлением. Каждый год с рынка уходят небольшие сети, не выдерживающих конкуренции со стороны крупных игроков (например, в Свердловской области за последние годы прекратили свое существование «Купец», «Звездный», «Пикник»,).

И параллельно с этим увеличилось количество магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Красное Белое», «Монетка» и др.

Совершенно очевидно, что с этими процессами происходит вытеснение с рынка магазинов «шаговой доступности». Однако те собственники, кто верно выбрал местоположение, следит за свежестью продукции и заботится о своем потребителе постоянным наличием требуемого ассортимента они держатся «на плаву» не смотря ни на какие угрозы со стороны крупного бизнеса. Опрос показал маленькие магазины «шаговой доступности» в данной ситуации с COVID – 19  не пострадали, большая часть из них сохранила выручку, и это объясняется тем, что они всегда работали под потребность клиента, а имея локальный рынок сбыта, они очень быстро реагируют на изменения в запросах, однако собственники отмечают незначительное снижение выручки, связанное с ограничением продажи по времени алкоголя (с 10.00 до 19.00) и традиционные сезонные колебания по некоторым группам товаров, например «кондитерка».

Кризис, связанный с пандемией (COVID – 19) внес свои коррективы в происходящую ситуацию, крупные сети тоже испытывают затруднения, хотя и работают на базовые потребности и как результат некоторые закрываются. Причины могут быть разными: запрет на передвижение не далее 100 метров от места проживания, отсутствие гибкости в формировании ассортимента, долгосрочные контракты на поставку при изменившемся потреблении, «просели» продажи продуктов «премиум» сегмента (например известный поставщик молочной продукции АО «Ирбитский молочный завод» отмечает снижение продаж по йогуртам), снижение платежеспособности потребителей и т.д. Например,  закрываются фирменные  магазины "Сибирские колбасы" из Омска. Потребители высказывают предположения, что причиной стали нарушение из-за пандемии логистических связей Омска и Екатеринбурга (сложности ритмичностью поставок и снижение выручки). Снижение платежеспособности населения, заставляет людей перейти на продукцию других, более дешевых производителей. «Сибирские колбасы» - производитель мясной продукции «премиум» класса на рынок Екатеринбурга зашли не так давно 3 года, было открыто четыре магазина, но прибыльно работали только два и в условиях карантина работать дальше – означало бы заведомо нести убытки.

В СМИ появилась информация о закрытии сети супермаркетов «Райт». Скорее всего, в компании стоит вопрос о создании нового формата бизнеса под другим брендом или пересмотр стратегических целей и стратегий.

О причинах не говорится, однако известно, что в помещения заедут владельцы бренда «Перекресток». В СМИ появилась информация, что «Пятерочка» остается драйвером роста X5 Retail Group и занимает первое место в ТОП десятке по количеству магазинов и оборотам. Обновленный «Перекресток» также показывает очень хорошую динамику. Ключевыми событиями года для компании стали запуск первой за 5 лет новой концепции «Пятерочки» и очередное обновление «Перекрестка».

Если говорить о трендах продуктового рынка в ближайшей перспективе, мне думается ближайшее время будут принадлежать формату «Магазин у дома» (все небольшие сетевые магазины) и магазинам «шаговой доступности». Формат гипермаркета будет присутствовать на рынке, но претерпит сокращение и будет требовать поиска новых решений в управлении бизнесом.