О проблемах социального и экономического развития Свердловской области в 2020 году

Дубровский для сайта фото

 Дубровский ВЖ 0

Дубровский Валерий Жоресович

профессор, доктор экономических наук, директор института экономики УрГЭУ, профессор кафедры экономики предприятий УРГЭУ

О проблемах социального и экономического развития Свердловской области в 2020 году

Экспертное мнение Дубровского Валерия Жоресовича, д.э.н., директора института экономики УрГЭУ, профессора кафедры экономики предприятий УРГЭУ, эксперта в области развития предприятий и рынков

 

Текущую социально-экономическую ситуацию в Свердловской области определяют:

  1. Общеэкономическая ситуация в РФ, вызванная распространением в мире новой коронавирусной инфекцией, глобальным экономическим кризисом, падением сырьевых и финансовых рынков.

  2. Комплекс мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, реализуемый на всех уровнях государственного управления, в организациях всех сфер социальной, экономической и хозяйственной жизни РФ.

Явления глобального экономического кризиса, реально оказывающие существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области – это:

  1. Падение спроса на сырьевых рынках, прежде всего на рынках черных и цветных металлов.

  2. Девальвация национальной валюты и ускорение темпов инфляции.

  3. Отток капитала и снижение инвестиционной активности, в т.ч. обусловленные обвалом фондовой биржи и переводом рублевых накоплений в иностранную валюту.

Вследствие этих явлений в ближайшей перспективе состояние экономики Свердловской области (вероятно) будет характеризоваться следующими процессами.

  1. Ухудшением финансово-экономического положения производственных предприятий и организаций. Это обязывает предприятия переходить к политике экономии средств на оплату труда и замораживанию всех инвестиционных программ, требующих финансирования «долгих» активов. В этих условиях сокращение налогооблагаемой базы может приобрести характер устойчивой тенденции на среднесрочную перспективу.

  2. Ликвидация большого числа производственных предприятий, прежде всего, малых и средних, что предопределит снижение объемов производства продукции (работ, услуг) местных товаропроизводителей, а также высвобождение значительной численности работников, формирующих рост явления наиболее социально опасной безработицы - циклической.

  3. Поэтапное падение уровня жизни трудоспособного населения. Первый этап – умеренное падение уровня жизни, поскольку будут работать сдерживающие факторы, в роли которых выступят ожидания работодателей скорого улучшения экономической ситуации и, возможно, некоторые регуляторные действия Правительства РФ и области. На этом этапе (в условиях сдерживания процессов сокращений и увольнений) расходы на оплату труда будут снижаться темпами ниже темпов падения объемов производства. Это, в свою очередь, означает значительное падение уровня производительности труда. После того, как массовому работодателю станет очевидно, что нормальному функционированию бизнеса препятствует несоответствие между расходами на оплату труда и конечным результатом, ускорится процесс высвобождения работников и, соответственно, начнется второй этап – ускоренного снижения уровня жизни трудоспособного населения.

  4. Снижение платежеспособного спроса населения (стимулирующего фактора развития экономики в нормальных условиях) – результат комбинированного действия ряда формирующихся в текущем времени условий: падения доходов населения, ускорения темпов инфляции, усиления склонности отдельных категорий граждан к сбережению, ужесточения требований банков к финансовому состоянию рядовых заемщиков.

  5. Падение доходов регионального и местных бюджетов с одновременным изменением структуры расходов федерального бюджета в пользу решения актуальных социальных проблем и задач (но в ущерб финансированию приоритетных национальных проектов, что, в перспективе, очевидно, окажет отрицательное влияние на темпы роста российской экономики в целом).

Вышеназванные процессы – вероятное следствие наблюдаемых проявлений глобальных экономического и финансового кризисов, развитие которых следует рассматривать с позиции особенностей ситуации с коронавирусной инфекцией, не устранив которую преодолеть кризисы не представляется возможным. В то же время парадокс ситуации состоит в том, что активно реализуемый комплекс мер, предупреждающий распространение коронавирусной инфекции, ни в малой степени не разрешает ни одной кризисной проблемы, но лишь усугубляет их. В этих условиях следует как можно быстрее, наряду с борьбой против коронавирусной инфекции, развернуть активную работу по оздоровлению социально-экономического положения региона (и страны) в рамках соответствующей целевой программы.